Распад СССР.
К началу 80-х годов прошлого столетия для наиболее трезво мыслящих представителей советского руководства стало очевидным, что Советский Союз не выдерживает исторического соревнования с ведущими державами западного мира. Командно-
административная система, основанная на внеэкономическом принуждении к труду, доминирующих позициях государственной собственности, централизованном распределении товаров и ресурсов и всеобщей уравниловке, демонстрировала свою неэффективность, вела к застою и деградации. Многолетняя изматывающая гонка вооружений, затратная внешняя политика, направленная на продвижение социализма по всему миру, вели к истощению ресурсов и ускоряли экономическое отставание от развитых капиталистических стран.
Планы радикального переустройства советского общества вынашивал еще Ю. Андропов. Однако его болезнь и смерть помешали их осуществлению. Перемены начались после избрания в 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦККПСС М.Горбачева. Однако перестройка, проводившаяся по его инициативе, оказалась весьма противоречивым процессом, что, в конечном счете, отразилось на дальнейшем ходе событий.
Объявленная гласность и разрешенная свобода слова, безусловно, дали мощный толчок развитию демократии, возрождению национального самосознания советских народов, слому тоталитарной системы. Вместе с тем политика М.Горбачева носила преимущественно спонтанный и хаотический характер. Он и его окружение не смогли выдвинуть хорошо продуманной программы действий с ясно поставленной целью и четко определенными этапами и средствами ее реализации. Можно сказать, что «телега была поставлена впереди лошади». Демонтаж политической системы опережал экономические реформы. В результате партийно-государственный аппарат, с помощью которого можно было обеспечить управляемый и менее болезненный для народа переход к рыночным отношениям, сохранив при этом единство страны, оказался полностью дискредитирован и деморализован.
Позитивные процессы в развитии советского общества сопровождались многими деструктивными явлениями огромной разрушительной силы, прежде всего всплеском национализма, появлением вооруженных конфликтов на этнической почве. Одновременно происходили развал финансово-денежной системы и потребительского рынка, спад производства и резкое снижение жизненного уровня основной части населения. Неспособность союзного Центра взять ситуацию под контроль, предложить и реализовать эффективную программу реформ и в то же время стремление союзных структур и лично М.Горбачева воспрепятствовать существенному перераспределению властных полномочий в пользу республик усиливали центробежные тенденции. После известных августовских событий 1991 г., когда политические позиции Центра оказались резко подорванными, а его влияние на обстановку в стране стремительно падало, распад Советского Союза был предрешен.
Инициатива формально-юридической ликвидации союзного государства принадлежала России, Украине и Белоруссии, лидеры, которых Б.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич - официально объявили о соответствующем решении 8 декабря 1991 г. во время встречи в Беловежской пуще (Белоруссия). Здесь же было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, открытого для членства всех остальных субъектов СССР.
Общим мотивом, побудившим три республики, составлявшие ядро единого государства, к роспуску Советского Союза, стало недовольство бездеятельностью союзной власти, которая, фактически утратив контроль над обстановкой в стране, тем не менее, связывала руки республиканским руководителям.
Другим союзным республикам, позиции которых отнюдь не совпадали с позициями «большой тройки», но которые были поставлены перед свершившимся фактом, ничего не оставалось, как последовать их примеру. 12-13 декабря 1991 г. по инициативе Н.Назарбаева провели свое совещание (г.Ашхабад) лидеры Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана, изъявившие желание присоединиться к СНГ. А затем казахстанский президент направил приглашения руководителям всех республик СССР за исключением прибалтийских прибыть в Алма-Ату 21 декабря 1991 г. для соответствующих переговоров.
Встреча состоялась в назначенное время и завершилась подписанием ряда документов, в результате чего Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина, то есть 11 из 15 бывших союзных республик, стали учредителями нового объединения. Грузия присоединилась к нему два года спустя.
Другие статьи
Анализ социально-экономического развития региона Челябинская область
Тема данной работы «Анализ социально-экономического развития региона
Челябинская область». Данный вопрос интересен тем, что Челябинская область
является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов РФ,
имеет большой потенциал для развития, так какпо территории области про ...